ЕСОД Афиша Лекция Игоря Дмитриева «Homo mathematicus как эффективный менеджер природы»

Лекция Игоря Дмитриева «Homo mathematicus как эффективный менеджер природы»

19 апреля в 19.00 приглашаем в ЕСОД на лекцию Игоря Дмитриева «Homo mathematicus как эффективный менеджер природы», которая пройдет в рамках совместного курса лекций ЕСОДа и лектория «Нефиктивное образование» «Наука между Ренессансом и Просвещением».

Главный акцент в лекции будет сделан на сравнительном анализе двух конкурировавших в XVII в. методологий научного познания природы: картезианской и ньютонианской. Ньютонианский отказ от построения механических моделей природных явлений (что было характерно для картезианского подхода, например, для теории вихрей) и обращение к их математическому описанию позволили создать основы классической механики и оптики. Предложенная Ньютоном и развитая затем в XVIII столетии стройная теория, базирующаяся на небольшом числе определений, принципов и законов, позволяла во многих случаях математически вывести (в понимании Ньютона – это и значило «объяснить») идеализированную картину явления и делать надежные предсказания. Если же данную дисциплину, например, химию, математизировать не удавалось, то познавательная модель Ньютона все равно оставалась идеалом научного подхода и в таких случаях, что питало надежду на будущие успехи в деле окончательной если не математизации, то формализации всего естествознания. Однако этот успех имел свою оборотную сторону: утрату (или, по крайней мере, обеднение) понимания физического смысла явлений, его замену формальным, алгоритмизованным рассмотрением физических проблем. Разрыв между «физическим» и «математическим» объяснением явлений со временем нарастал. К примеру, Ж. Лагранж рассматривал механику как отрасль математического анализа, а не как отрасль физики или ньютоновой «натуральной философии».

Причины математические обрели статус причин физических, что было естественным следствием выбора эффективной ньютонианской методологии. Все иные пути вели к утрате объяснительного и предсказательного потенциала теории (не говоря уже о прочих серьезных недостатках).

Возможно, что среди многообразных редакций принципа дополнительности целесообразно рассмотреть и вариант дополнительности между эффективностью познавательной деятельности и ее содержательностью. Но в любом случае, можно сказать, что в науке, как и в любой иной сфере человеческой деятельности, эффективность достигается ценой серьезных смысловых потерь, в данном случае – ценой утраты метафизической причинности (или, если угодно, утраты содержания). Это может нравиться или не нравиться, но другой эффективной науки у человечества нет.

Игорь Сергеевич Дмитриев — профессор, начальник отдела «Музей-архив Д.И. Менделеева» Музейного комплекса СПбГУ. Является признанным в России и за рубежом специалистом в области истории науки, автором свыше 150 научных работ, в том числе 10 монографий.

«Нефиктивное образование» — просветительский проект, призванный помочь тем, кто чувствует фрагментарность современных образовательных подходов и хочет понимать, кто он и зачем (с учетом, что такое понимание возможно только в контексте смыслов, которые несет в себе мировая культура).

Стоимость билетов:
Одна лекция — 300 руб.
Абонемент на 6 лекций — 1200 руб.
Билет для пенсионеров (одна лекция) — 200 руб.

В стоимость входит очное участие, а также ссылка на прямую онлайн-трансляцию или запись лекции.

Дополнительная информация по телефону 309-23-00

Prev Next
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
4
5
6
7
8
9
11
12
13
14
18
19
20
21
22
26
27
28
29
30



Яндекс.Метрика